федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

В Самарскому университете состоялся круглый стол "Финансово-правовая политика в современной России"

В Самарскому университете состоялся круглый стол "Финансово-правовая политика в современной России"

Самарский университет

В его работе приняли участие ведущие российские ученые-юристы, преподаватели, студенты, практикующие юристы

бортжурнал юридический факультет Конференция
02.11.2016 2016-11-22
28 октября на юридическом факультете Самарского университета состоялось заседание Всероссийского научно-практического круглого стола четырех журналов "Государство и право", "Правовая политика и правовая жизнь", "Юридический аналитический журнал" и "Юридический вестник Самарского университета" на тему "Финансово-правовая политика в современной России". 
 
Инициаторами и организаторами проведения всероссийского научно-практического круглого стола выступили кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права юридического факультета Самарского университета и Институт государства и права РАН.

Проведение мероприятия активно поддерживало Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России". Координатором мероприятия являлся доцент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права юридического факультета Самарского университета, к.ю.н. Рамиль Юсупов. 
 
В работе круглого стола приняли участие ведущие российские ученые-юристы, преподаватели юридических вузов, практикующие юристы, юридическая общественность, аспиранты, магистранты, студенты Самарского университета и других вузов России. На круглом столе обсуждались проблемы финансово-правовой политики в сфере финансовой системы современной России (бюджетной, налоговой, банковской систем), осуществление финансового контроля на современном этапе, процессуальные особенности рассмотрения дел, вытекающих из финансовых правоотношений. Тема круглого стола вызвала живой интерес, на заседании присутствовало более 70 участников.

 
Открыл заседание Всероссийского научно-практического круглого стола декан юридического факультета Самарского университета, профессор, д.ю.н. Артур Безверхов. В своем приветственном выступлении он подчеркнул необходимость проведения подобных мероприятий, так как здесь в формате живого общения вносятся конструктивные предложения по совершенствованию законодательства в бюджетной, налоговой, банковской, уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-процессуальной и других сферах. Особое внимание Артур Геннадьевич обратил на востребованность сотрудничества Самарского университета с самыми известными правовыми школами России, как Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, с другими федеральными и региональными научно-образовательными учреждениями, с Ассоциацией юристов России, с практическими работниками финансовой сферы. По его мнению, состав участников Всероссийского научно-практического круглого стола "Финансово-правовая политика в современной России" явно свидетельствует о достижении намеченных целей и решении поставленных задач данного мероприятия.



С приветственным словом выступил директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный редактор журнала "Правовая политика и правовая жизнь" Александр Малько, который отметил несомненную значимость проводимого Всероссийского научно-практического круглого стола не только для правовой науки и правовой жизни России, но и для других смежных наук, а особенно, для практической финансовой деятельности в нашей стране. Разработанная Александром Малько и его соратниками доктрина правовой политики России содержит в себе, как неотъемлемый структурный элемент, финансово-правовую политику. Одной из целей круглого стола, по его мнению, является усовершенствование механизмов регулирования финансовой сферы, так как именно финансы в современном государстве и обществе являются основой для прогрессивного их развития. 
Ведущий Всероссийского научно-практического круглого стола Александр Мальков в своем докладе на тему "Проблемы современной российской финансово-правовой политики", обратил внимание на то, что перед современной российской финансово–правовой политикой встает немало вызовов и проблем. Среди них, в условиях санкций и перехода нашей экономики с нефте–газового "профиля" на инновационный путь развития, все более важную роль играет вывод из тени финансово–экономической жизни, прежде всего, так называемых самозанятых граждан, не имеющих до сих пор своего законодательного определения. Отсюда, в число первых законов, которые ждет деловое сообщество от депутатов Государственной Думы седьмого созыва, несомненно, входит закон о самозанятых гражданах. К важнейшим проблемам современной российской финансово–правовой политики докладчик отнес также необходимость введения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц, сокращение расходов на содержание чиновников в условиях электронного государства.
 
 
С интересным и содержательным докладом, насыщенным как с точки зрения доктрины финансового права, так и полезными практическими соображениями, на тему "Правовые проблемы повышения эффективности финансового механизма" выступил один из основоположников российского финансового права, заведующий сектором бюджетного и административного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Сергей Запольский. Во вступительной части своего доклада Сергей Васильевич отметил, что финансовая проблематика в период напряженного экономического и политического развития пронизывает все отрасли права (гражданско-процессуальное, гражданское, административное, уголовное, трудовое право и др.), поэтому очень здорово, что все обратили внимание на финансовую политику. На его взгляд, следует обратить внимание на финансовую политику, которая лежит в основе принимаемых актов и государственных решений. На повестке дня Бюджетный кодекс РФ в третьей редакции, который вобрал в себя множество законодательных актов и требует осмысления, и уже некоторого усовершенствования. Докладчик отметил элементы устаревания налогового законодательства, которое требует приведения в соответствие современным реалиям экономики, и акцентировал внимание на серьезных пробелах в области регулирования денежного обращения.


 
 
 
В выступлении профессора, д.ю.н., зав. кафедрой гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета Евгении Трещевой было отмечено, что, определяя подведомственность дел, возникающих из финансовых отношений, в первую очередь необходимо определить, насколько четко в современный период в российском законодательстве определена сама возможность судебной защиты в указанной сфере. Допустимо ли, например, обращение в суд за защитой в отношениях, связанных с бюджетной политикой? Далее, по мнению докладчика, важно определить сам предмет защиты: являются ли отношения в финансовой сфере исключительно публичными? Или здесь наблюдается неразрывное сочетание публичных и частных начал? Думается, часть финансовых отношений, например, в кредитной сфере, носят, несомненно, частный характер. И, наконец, третий вопрос, ответ на который даст нам ясное представление о возможностях и перспективах нормативного закрепления форм защиты прав в финансовых отношениях: каковы субъекты такой защиты? Имеем в виду и лиц, обращающихся за защитой – это граждане, организации, государственные (и иные) органы, а также органы, осуществляющие такую защиту – можно ли отнести к ним не только суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но и третейские суды? В заключение докладчик отметила, что необходимо подчеркнуть особую значимость закрепления ответов на эти вопросы не только в процессуальном законодательстве, но и в материальном – регулирующем бюджетные, налоговые и иные финансовые отношения.
 

 
В своем докладе "Финансово-правовая политика – средство гарантирования государственного суверенитета России" заведующй кафедрой государственного и административного права Самарского университета профессор Виктор Полянский охарактеризовал этапы формирования финансово-правовой политики российского государства в постсоциалистический период, аргументировал наличие тенденции постепенного укрепления финансовых инструментов, предназначенных для гарантирования государственного суверенитета, национальной безопасности. Докладчик подчеркнул необходимость создания системной финансово-правовой политики, направленной не только на решение текущих социально-экономических задач, но и на достижение глобальной цели – сохранение и развитие суверенного российского государства как всеобщей организации народа, являющегося источником и носителем власти. Этому должны служить находящиеся под исключительным контролем государства ресурсы суверенных фондов, бюджетов всех уровней, независимая от внешнего влияния публичная власть, ориентированное на защиту публичных интересов фискальное и бюджетное законодательство.
 

 
Выступление доцента кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, к.ю.н. Рамиля Юсупова на тему "Финансово-правовая политика РФ в сфере построения и функционирования банковской системы" было посвящено проблемам совершенствования законодательства в сфере построения современной банковской системы и её функционирования. Докладчик вынес на обсуждение актуальные в современных условиях вопросы закрепления в финансовом и банковском законодательстве уровней современной банковской системы, обратив внимание на внесенный Центральным банком РФ в Государственную думу РФ законопроект о региональных банках. Р.З. Юсупов обосновал свою позицию, что внесение в Закон "О банках и банковской деятельности в РФ" понятия регионального банка и его правовое регулирование является позитивным сигналом, исходя из современных реалий банковской системы. Однако, по его мнению, Центральному банку РФ и законодателю необходимо обратить внимание на обоснованные критические замечания по данному законопроекту со стороны Ассоциации российских банков. Подводя итоги своего выступления, Р.З. Юсупов акцентировал внимание на конструктивность подхода о трехуровневом построении второго звена (кредитных организаций) банковской системы, где на первом уровне могли бы расположиться системообразующие банки, на втором – региональные, на третьем – муниципальные, городские и т.д. Данный вывод автор обосновал, используя зарубежное банковское законодательство и дореволюционные исследования российских ученых.
 
 
Поднятая доцентом кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, к.ю.н. Сергеем Бортниковым тема "Тенденции формирования правоспособности посредством кодов экономической деятельности" определяет проблему административного регулирования гражданско-правового института правоспособности. Дискуссия частного права о специальной и общей правоспособности организаций позволила с учетом нормы абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ утверждать, что для большинства коммерческих организаций характерна общая правоспособность. Однако, административное законодательство определило ряд требований, которые ставятся условием признания правоспособности организаций в их деятельности или в отношении отдельных сделок и действий. Указание кодов экономической деятельности при регистрации, соответствие кодов, совершаемой сделке, применение льготы в зависимости от заявленного кода и пр. Налоговый орган может отказать в возмещении налога по причине несоответствия кода контрагента совершаемой операции, банк может отказать в осуществлении трансакции, СФМ РФ может отнести сделку к сомнительной и пр. Отсутствие в списке изначально заявленных кодов означает, что этим видом деятельности нельзя заниматься? Приведенный анализ судебной практики говорит об обратном. Докладчик, однако, опасается, что статистический характер кодов постепенно превращается в условие осуществление деятельности, заменяя собой смысл и цель гражданской правоспособности.

 
Олег Коржиков, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Астраханского государственного университета выступил с докладом на тему "Финансы, как инструмент правоохранительной политики. Криминологический аспект", сделав вывод, что для комплексной, системной и научно обоснованной борьбы с международной преступностью, у которой в теневом обороте миллиарды долларов США, Российской Федерации необходимо создать доктринальный теоретический документ в виде концепции национальной правовой политики РФ, с последующим утверждением концепции Президентом России.
 

 
Профессор кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, д.ю.н Юдин Владимирович обратился к проблемам определения порядка рассмотрения дел, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Выступающий пришел к вполне обоснованному выводу, что в настоящий момент, в связи с произошедшей дифференциацией гражданского и административного судопроизводства применительно к деятельности судов общей юрисдикции, совместное рассмотрение требований о признании незаконным акта органа власти и взыскании сумм невозможно, что создает известные практические сложности, тогда как применительно к производству в арбитражных судах совмещение требований, рассматриваемых в порядке искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений, вполне может иметь место. Также в русле последних тенденций судебной практики было отмечено, что споры, по которым в основе возникновения, изменения или прекращения гражданских прав лежит административный акт, оспариваемый лицом, должны рассматриваться по правилам ГПК РФ, но не по правилам КАС РФ. Применительно к делам о взыскании бюджетных средств в "чистом виде", то есть без оспаривания акта органа власти, факты незаконности принятого акта должны составлять предмет доказывания по гражданскому делу и отдельной констатации незаконности акта судом не требуется.

 
Профессор кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, д.ю.н. Екатерина Михайлова выступила с темой доклада "О способах и процессуальных формах защиты прав субъектов финансовых правоотношений", отметив, что КАС РФ из всего массива финансовых правоотношений к подведомственности административным судам относит лишь административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Но налоговыми делами не исчерпывается все многообразие финансовых правоотношений и, соответственно, могущих возникнуть на их основе конфликтов. Разновидностями финансовых являются бюджетные правоотношения, пенсионные, правоотношения в сфере государственного страхования, государственного кредита, госзакупок и т.д. В соответствии с действующим законодательством многие дела, возникающие в сфере финансовых правоотношений, сегодня подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Что правильным признать нельзя. Процессуальный закон непременно должен содержать в себе легальный критерий, с помощью которого можно выявить публично-правовой характер правоотношения, из которого возник спор, отграничив его тем самым от дел гражданско-правового характера, подведомственных судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Докладчик полагает, что ввести его необходимо. Дела публично-правовой природы отличаются наличием у них двух обязательных признаков: во-первых, в качестве одной из сторон такого правоотношения всегда выступает публичный субъект; во-вторых, в правоотношении такого рода этот публичный субъект реализует свои властные полномочия. При этом указанные властные полномочия необязательно должны быть связаны с непосредственной управленческой функцией данного субъекта.
Ольга Адоевская, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Самарского университета выступила с докладом на тему "Коррупция в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, как угроза финансово-правовой системе страны". Она проанализировала данные официальной статистики о хищениях и незаконных действиях с государственным имуществом, обратила внимание на колоссальный материальный и финансовый ущерб, причиняемый государству. Так, только по данным Счетной палаты России ежегодно из бюджетных средств, используемых на госзакупки, похищается 1 трлн. рублей (14-я часть консолидированного бюджета страны). В заключении докладчик остановилась на проблемах совершенствования профильного законодательства, а также рассказала об эффективных уголовно-правовых средствах противодействия коррупции, в первую очередь – конфискации имущества.
 
Доцент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета, к.ю.н. Владимир Свиридов выступил с темой "Особенности финансирования инновационной деятельности" и пояснил, что главной особенностью финансирования инновационной деятельности является рисковый характер вложений в инновационные проекты. Венчурный характер такого финансирования связан с долгосрочной перспективой получения дохода или прибыли от инновационных проектов, сочетанием бюджетного финансирования с региональным и частным софинансированием, финансированием с помощью грантов и т.д. Примером такого финансирования является фонд "Сколково" на федеральном уровне и технопарк "Жигулевская долина" в Самарской области. Если деятельность фонда "Сколково" начинает давать определенный положительный эффект, то деятельность "Жигулевской долины" пока является неэффективной. В связи с этим в 2015 году этому региональному проекту было отказано в бюджетном финансировании. Это лишний раз доказывает правильность вывода о том, что финансово-правовая политика в сфере инновационной деятельности должна быть особенно взвешенной.
Анна Денисова, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Самарского университета сделала доклад на тему "Уголовно-правовое обеспечение финансовой политики российского государства". На примере УК РФ проанализировала группу уголовно-правовых норм, противодействующих злоупотреблениям в финансовой сфере, исследовав специфику их действия. Особое внимание в докладе было уделено выявленным недостаткам в законодательной регламентации соответствующих норм, были предложены варианты их устранения.
 
Сергей Красов, к.ю.н, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права Самарского университета в своем докладе "Финансы РФ как элемент международной финансовой системы" отметил, что в настоящее время в мире 225 государств, большая часть из которых имеет финансово-денежную систему. Однако общепризнанными являются только две мировых валюты. Российская Федерация, занимающая шестое место в мире по золотым запасам, обоснованно признает необходимым создать третью мировую валюту или чаще использовать в расчетах национальные валюты. В будущем наше государство должно использовать все возможности для превращения г.Москва в Международный финансовый центр. 
Татьяна Юдина, к.и.н, доцент кафедры теории и истории государства и права, международного права Самарского университета в своем докладе "Некоторые аспекты финансовой политики советского государства в сфере народного образования в 20 – 30 гг." затронула важнейший аспект финансовой политики государства, связанный с развитием образования и сделала вывод о том, что несмотря на известные трудности в 20-30 гг. XX века, были найдены пути и средства финансирования школ, библиотек, открытия новых вузов. 
 
Мирослава Тиц, заведующий сектором по работе с обращениями потребителей финансовых услуг микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Банка России, магистрант кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета затронула проблемы и перспективы развития деятельности микрофинансовых организаций. По её мнению, доступность финансовых услуг для всех категорий потребителей финансового рынка РФ в настоящее время осуществляется посредством развития различных финансовых инструментов. В отличие от банков микрофинансовые организации, осуществляют деятельность по предоставлению краткосрочных займов, практически без ограничений, физическим и юридическим лицам под высокие проценты. Микрофинансирование активно развивающийся и перспективный вид деятельности, в связи с чем в законодательство РФ по данному направлению постоянно вносятся изменения, касающиеся регулирования и контроля деятельности, а также ограничительные меры в целях защиты прав потребителей финансовых услуг. Для решения проблем в сфере микрофинансирования необходимо создание "комфортной" правовой среды для всех участников финансового рынка.
Иляна Ильдаровна Закирова, аспирант кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского университета выступила с докладом на тему "Проблемы признания и приведения в исполнение актов иностранных судов в сфере налоговых правоотношений". По итогам своего доклада она сделала вывод, что к вопросам формирования и реализации правовой политики в сфере налогообложения следует подойти максимально внимательно, так как эта сфера имеет конститутивный характер для государственности. В частности, в текущих, достаточно сложных взаимоотношениях на мировой арене, следует выработать чёткий механизм процедуры признания и приведения в исполнение актов иностранных судов в сфере налогообложения, а также конкретизировать основания отказа в таком исполнении.
 
Подводя итоги Всероссийского научно-практического круглого стола, ведущий, гости, профессорско-преподавательский состав Самарского университета, практические работники, иные участники выразили единое мнение, о содержательности, практической значимости докладов и дискуссии по острым проблемам, обозначенным на круглом столе. По актуальным проблемам совершенствования российского законодательства в сфере регулирования финансовой системы было предложено юридическому факультету Самарского университета совместно с секторами Института государства и права РАН выйти с конкретными законодательными предложениями, которые были высказаны в докладах участников круглого стола, в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, в соответствующие комитеты и комиссии Государственной думы и Совета федерации Федерального собрания РФ.